Было время
Значимость Волги
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22008-01-09 20:14:28
Несмотря ни на что, осмелюсь заявить - "Волга" в СССР была очень демократичным автомобилем. Да, купить ее "в личное пользование" было делом почти нереальным для 99 процентов населения. Но среднестатистический советский человек ездил на "Волге" едва ли не чаще, чем на других машинах - ведь седаны ГАЗ-24 служили персональным транспортом для служащих самого разного ранга, 24-01 работали в такси, универсалы 24-02 - в грузопассажирском такси.
Такси на базе ГАЗ-24 выпускался с 1970 (71 ?) года, обозначение - 24-01. От обычного седана он отличался дефорсированным для работы на А-76 двигателем (ЗМЗ-24-01), поддающейся санобработке отделкой салона кожзамом, таксометром на месте приеника, не открывающейся изнутри левой задней дверью - чтобы пассажиры не повыскакивали на проезжую часть, наконец, опознавательным фонарем и спецокраской - с "шашечками". Изначально, такси были различных светлых цветов, в 1971 году стали единообразными лимонно-желтыми и светло-салатовыми (хотя, на фото сверху видны машины разных цветов, в т.ч. второй серии). Аналогично оборудовались грузопассажирские такси 24-04 на базе универсала.
Далеко не сразу таксисты оценили преимущества нового автомобиля - так они привыкли к "двадцать первым" Волгам, которые, к слову, служили в такси еще много лет параллельно с ГАЗ-24, кпремонтировались (немало ГАЗ-21 с годом выпуска скажем 1973, даже 1976 - это машины с ремзаводов). Впрочем, и любовью к "двадцать первой" они прониклись в свое время не сразу, до середины шестидесятых не расставаясь с "Победами". Именно от таксистов пошла традиция наклеивать на крышку "бардачка" зеркальце - чтобы представительницы слабого пола оставили в покое зеркало заднего вида. Таксомоторы "ходили", согласно нормативам, по три сотни тысяч километров, затем централизованно капремонтировались на ремзаводах или в автомастерских, после чего должны были отходить не менее 80% от имеющегося пробега до первого КР, и обычно только после этого списывались и продавались населению, обычно - водителю, который на ней ездил. Правда, существовало немало способов сократить этот разрыв... говорят, водители такси специально ездили на второй передаче, чтобы поскорее "убить" мотор, правда или нет - не знаю. Короче, если вам предлагают 24-01, знайте - счетчик пробега делает свой четвертый-пятый круг как минимум... Так же, на базе такси делали развозные фургоны-пикапчики, на тех же резаводах, что осуществляли капремонт. Все попытки заменить "Волгу" другими автомобилями - пробовали разные "Москвичи", ВАЗы, даже иномарки (н. в Москве изредка встречались такси марки Mercedes) - ни к чему хорошему не приводили, т.к. другие машины значительно уступали "Волге" по вместимости, комфортабельности и, главное - надежности. К сожалению, службу такси - одну из немногих советских организаций, не просто бывшей рентабельной, но и приносившей государству неплохую прибыль - в начале 90-х распродали частникам "по кускам", после чего большая часть маломощных автотранспортных предприятий разорилось, а машины оказались у частников или на свалке.
"Креветка" - так московские таксисты называли двадцатьчетвёртую "Волгу". В салоне такси помещался кухонный гарнитур. Для этого водитель должен был обладать определенными навыками : снимал подлокотник задней двери, выпиливал "паук" из багажника, а подушки заднего сидения попросту вытаскивались из машины.
ГАЗ-24-04 "Волга" - на шоферском жаргоне - "сарай" , в салон автомобиля, при умелой погрузке, помещались две диван-кровати "Молодежная". Козырёк воздухозаборника на крыше прозвали - "шляпоотражатель".
***
Таксометр на ГАЗ-24-01 и 24-11
Электронный таксометр для 24-11, Челябинск, 1986 г.
В советское время на таксомоторах марки «Волга» в девяти местах пломбировались точки возможного проникновения в таксометровое оборудование. Но ловкие руки и неуемная «творческая» энергия криминального характера, не дающая покоя некоторым непорядочным таксистам, находили способы обойти все меры защиты таксометра и при помощи всевозможных манипуляций, приспособлений, и даже вносимых конструктивных изменений заставляли прибор работать в свою пользу. В этих случаях предприятия и пассажиры несли убытки. "
Органы правопорядка.
Если законопослушные граждане катались в "Волгах" по личному желанию или служебной необходимости, то те, кто "кое-где у нас порой...", делали это в принудительном порядке - "Волги" были одним из основных автомобилей Народной Милиции, а так же ГАИ. Окрашивались машины в основном в канареечный желтый цвет с синей полосой (судя по некоторым фото и моделям, существовали и схемы окраски с белым основным цветом), на багажнике крепился фонарь с требованием остановки, на крышу - синий проблесковый маячок и спаренный громкоговоритель, часто на крыло - фара:
Существовали и милицейские "сараи":
Использовались "Волги" и в силовых службах дружественных СССР государств, например в ГДРовской Фольксполиции:
Вот немцы "полицайскую" "Волгу" сохранили в идеале, а у нас - настоящего милицейского ГАЗ-24 я лично не видел ни разу. Стыдно, господа . В Америке, скажем, у коллекционеров довольно немало древних коп-мобилей (и еще больше - переделанных под полицеские обычных), да и в Европе тоже. Хот-роддинг у нас вроде как переняли, хотя и переиначив по своему, а вот культура бережного сохранения исторических автомобилей пока прививается с трудом.
А вот это - автомобиль чехословацкой Службы Безопасности
ГАЗ-24 служили и в КГБ, причем далеко не только довольно широко сейчас известные 24-24 и 24-34 с V8. Часто таких мощных автомобилей не требовалось, например, для роли "персоналки", и использовались обычные ГАЗ-24, правда, персоналки часто были с произвольным тюнингом салона (часто заводским по спецзаказу высокого чина), и оборудованы "спецсвязью" (если не ошибаюсь, марки "Кавказ").
Но наиболее интересны, конечно, "догонялки" с V8. Служили эти машины в основном для сопровождения и охранения "Чаек" и ЗиЛов, на кадрах кинохроники часто можно видеть такие машины, идущие перед "членовозами". На случай "мало ли чего". Если что, могли идти и на таран.
"Дубли" 24-24 и 24-34 (фотографии по ссылке) довольно мало отличались от серийных внешне, в основном антенной вышеупомянутой спецсвязи, но внутри отличий было много. Ввиду мизерных объемов выпуска, делали их не на конвейере, а в ПАМСе (Производство Автомобилей Малыми Сериями), рядом с "Чайками", каждую вручную, на стапеле, поэтому найти две абсолютно одинаковые сложно - возможны очень большие вариации "на тему". Качество сборки, антикора, и окраски было соответствующим, но и эксплуатировали машины безжалостно, поэтому хорошо сохранившихся экземпляров не найти. Кузова усиленные, лонжероны спереди - свои, уникальные, бОльшего сечения. Двигатель практически не отличался от "Чайчинного", назывался сначала ЗМЗ-2424, затем, после модернизации - ЗМЗ-505 (устанавливался на 31013 на базе 3102; на 24-34 мне встречался двигатель ЗМЗ-503). Бензин - АИ-98. Может работать на АИ-95 после коррекции зажигания. Выпускные коллектора сведены в один глушитель - для конспирации. Есть информация об одной опытной машине со сдвоенным выхлопом. Коробка передач автоматическая, трехступенчатая - оттуда же, но управление не кнопками на панели приборов, а рычагом в полу. ГУР от "Чайки" стоял штатно. Передняя подвеска - обычная, но на усиленных пружинах, заднюю усиливали "на местах", ставя рессоры от универсала. Тормоза - на 24-24 штатные, на 24-34 - могли быть передние дисковые от 3102. Мне встречались 24-34 полность с барабанными. Существует информация о машинах со всеми дисковыми тормозами. Плита из свинца в багажнике массой 90 кг как балласт - правда. По центру багажника в глубине для нее был сделан постамент. Говорят, зимой в багажник клали еще пару бордюрных камней, на 31013 любили использовать крышки от водопроводных люков, хорошо входившие в углубление для "запаски". Могли ставиться кондиционеры и спецзаказовые интерьеры - плюш/велюр, кожа, обтянутая панель приборов и т.д. Любопытная информация поступила от одного владельца, о наличии на автомобиле изначально устройства с тремя сменными номерами. Еще из спецоборудования: некоторые машины снабжались раздельным включением ближнего, дальнего света и подфарников - для подачи спецсигналов. Всего, по непроверенной информации, таких машин по России сохранилось около тысячи штук. Раритет знатный (хотя скажем 24-34 обычно не особо дороги), в обслуживании машина дорога и сложна - запчасти с номерами 13- и 14- к дешевым и доступным не относятся. Некоторые владельцы - люди интернетные, например Gagara_V8 и братья Михаил и Николай Агаповы. Есть такая машина еще в Эстонии, кажется, в пресловутом "Музее оккупации". Есть сайт, посвященный этим машинам - volga-kgb.ucoz.ru. По динамике машина, правда, имеет мало равных из автомобилей "общего назначения" (т.е. если не брать различные спорткары), включая иномарки. Очень интересно почитать по "догонялку" предыдущего поколения.
Скорая.
В службе Скорой Помощи работали сециальные медицинские универсалы - ГАЗ-24-03 и 24-13, изначально - желтые с красным, позднее - белые. В кузове была перегородка за передними сидениями, носилки, снаружи - фара-искатель на крыле и опознавательный огонь с крестом на крыше, задние стекла - с глухой матовой тонировкой. Число мест - 4+1. Колпаки колес были с красными кружками-подштамповками. Двигатель был штатно под АИ-93. Такие машины, только с передом и салоном от ГАЗ-3110, делают и сейчас, хотя по современным европейским нормам они непригодны в качестве амбулянсов - слишком мало места в салоне.
Кроме того, финская фирма TAMPO на базе 24-03 делала свой вариант скорой, который работал, в частности, в Ленинграде - фото
Аэрофлот.
Еще одно применение ГАЗ-24-02 - автомобиль аэродромной службы (он "паркует" самолет, показывая ему дорогу),- увы, для ознакомления снова придется использовать старые фотографии и модели 1:43.